Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения. На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Существуют
две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, творческая
способность или креативность в той или иной степени свойственна каждому
нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность
мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала
независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить
человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния.
Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем
пробуждения творческих стремлений человека.
Когда-то
велись ожесточённые споры о происхождении таланта – дар ли это природы,
генетически обусловленный, или же дар обстоятельств. Потом нашли компромиссную
формулу: играют роль и генотип и среда.
Проблема
изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не
имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования,
ни методики. На наших глазах эта тема из разряда отвлечённых, чуть ли не
оккультных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа,
получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того,
изучение психологии творческой деятельности приобретает прикладное значение.
Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций.
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.