Творческая личность как явление - Психология - Статьи По Психологии - Наедине Со ВСЕМИ! Психология в Жизни!
Наедине Со ВСЕМИ Пятница, 09.12.2016, 16:25
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
Меню сайта
Категории раздела
Психология [31]
Статьи О Дружбе и Не Только... [6]
Статьи О Смерти!... [4]
Мои Статьи !!! [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт!!!
Всего ответов: 286
Главная » Статьи » Психология

Творческая личность как явление
Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца».
Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. 

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности.
Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.
Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования.
Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью. 

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии, понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии.

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я. Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческие способности разделяют на три группы. Одна связана с мотивацией (интересы и склонности), другая – с темпераментом (эмоциональность) и, наконец, третья группа – умственные способности. Ниже рассмотрены некоторые из этих способностей.

Зоркость в поисках проблем 
Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а так же отношение к общественным взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта «зоркость» связана с тем, что человек видит не только с помощью глаза, но и с помощью мозга. 

Способ кодирования информации нервной системой
Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым, и т.д. Способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врождённые особенности мозга и условия развития в первые годы жизни определяют преимущественную склонность пользоваться теми или иными кодами информации. Задача развития творческих способностей не в том, что бы у человека, склонного к зрительно-пространственному мышлению, вырабатывать навыки манипулировать математическими символами. Нужно помочь человеку «найти себя», то есть понять, какие символы, какой код информации для него приемлем. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.

Способность к свёртыванию
В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от первого шага до последнего. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.
Свёртывание – это проявление способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. Эта способность позволяет человеку непрерывно расширять свой интеллектуальный диапазон. 

Способность к переносу
Весьма существенно умение применить навык, приобретённый при решении одной жизненной задачи, к решению другой, те есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это по сути способность к выработке обобщающих стратегий.

Способность к «сцеплению»
Эти словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знания не становиться частью интеллекта.

Боковое мышление
Широко распределённое внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: «Что бы творить – надо думать около». По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

 
Цельность восприятия
Эти термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя её (в отличие от восприятия информации мелкими, независимыми порциями). Разумеется, в науке нужны дотошные собиратели и регистраторы фактов, аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, что бы попытаться в писать их в более широкие контексты. Без этого не удаётся взглянуть на проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.

Готовность памяти
Память включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Когда человек ищет решение какой-нибудь проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и на ту, которую сумеет извлечь из памяти. Преимущества при решении получит не тот, у кого эрудиция богаче, а кто быстрее извлечёт из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из компонентов её является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Это одно из условий продуктивного мышления.

Сближение понятий
Одно из слагаемых умственной одарённости – лёгкость ассоциирования и отдалённость ассоциируемых понятий, смысловое расстояние между ними. Эта способность ярко проявляется, например, в синтезе острот.

Гибкость мышления
Под гибкостью мышления имеется в виду способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Нужно подчеркнуть здесь слова «вовремя». Если слишком долго упорствовать в поисках решения, исходя из заманчивой, но ложной идеи, то будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения. 

Спонтанная гибкость
Спонтанная гибкость – это способность быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой, далёкий по содержанию. Отсутствие этой способности называют инертностью, застойностью или окостенелостью мышления.

Легкость генерирования идей
Ещё одна составляющая творческой одарённости – лёгкость генерирования идей. Причём не обязательно, что бы каждая идея была правильной: «можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу» (А. Озборн). 

Способность к оценочным действиям
Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до её проверки. Оценочные действия производятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу её и служит вехами на пути творчества. Среди критериев оценки следует назвать и эстетические критерии элегантности, изящества, простоты. 

Беглость речи
Лёгкость формулирования необходимы, что бы облечь новую идею в слова. Её можно выразить и другим кодом (формула, график), но словесно-речевой код – самый универсальный.

Способность к доведению до конца
Здесь имеются в виду не просто собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей к «доведению», к совершенствованию первоначального замысла.

Почти не бывает людей, у которых сильно выражены все перечисленные выше способности. Но в научный коллектив могут быть подобраны люди, дополняющие друг друга. В связи с этим возникает проблема психологической совместимости и лидерства. Творческое бессилие или высокая эффективность отдельных групп нередко обусловлены неудачным или счастливым сочетанием разных типов способностей.
Получило распространение предложение Дж. Гилфордом деление мыслительных операций на дивергентные и конвергентные.
Конвергентное мышление направлено на получение результатов, которые однозначно определяются тем, воспроизведёт ли память ранее заученные знания. Конвергентное мышление остаётся в рамках формальной логики и не совершает тех фантастических скачков, которые нужны для получения нового. В процессе конвергентного мышления человек реализует не все свои мыслительные возможности.
Дивергентное мышление связано с уходом от привычного, от ожидаемого в нём есть внезапные ассоциативные переходы, логические разрывы, необъяснимые, казалось бы, переключения мысли.
Шесть типов способностей – зоркость в поисках проблем, беглость речи, легкость генерирования идей, гибкость, отдалённость и оригинальность ассоциаций – дают дивергентный тип мышления, которое уходит от известного, от привычного, от ожидаемого. Дивергентное мышление связано с генерированием большого числа неожиданных альтернатив.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку – нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Развить «континуум талантов», от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. 


О творческом потенциале судят по достижениям. Но потенциал – это лишь возможность успеха. Для любой творческой работы требуются разные способности.
Оперируя понятием «лёгкость», «гибкость» и «оригинальность», оценивая с их помощью степень творческой одарённости, необходимо учитывать, как они будут проявляться при выполнении различных заданий.
  
Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.


Категория: Психология | Добавил: dark-angel (13.06.2010)
Просмотров: 3358 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Полезный Сайт
  • ПРОГРАММЫ для WINDOWS
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Rambler's Top100 МУЗпортал РУнета!
    Copyright MyCorp © 2016